Нежно любимой Марине Корсаковой
посвящается.
(За ум и ноги…и идею статьи, само
собой)
Итак, что мы имеем в наших провинциях сказать относительно
развития и перспектив малого компьютерного бизнеса («Хрусть» — сказала винтовая
крышка на бутылочке «Немировской с перцем»).
Таки сказать мы можем многое, но явно малокультурное и
слабоцензурное (а тут же могут быть дети, которые верят в развитие и перспективы,
а также временами в какую-то счастливую частную инициативу). Поэтому выдохнем и
накатим («фууух, хорошо пошла… теперь огурчик»).
Исторические корни
Первый звоночек, что лафа спокойной работы на благо клиентов
нашего небольшого предприятия заканчивается, прозвенел, эдак в годах 2005-2006.
Очередной киевский мальчик из «Интела» привез презентацию новых процессоров.
Настроившись на душевное общение и знакомые морды, я прибыл к точке сбора и с
удивлением обнаружил, что половина народа — представительницы прекрасного пола.
Задав сакраментальный вопрос — «Чьих вы,
девки, будете, кто вас в бой ведет?» получит полный список гипермаркетов
электроники всех сетей Украины в своем городе.
Интеловский паренек был слабоват в техническом плане, зато прекрасно
подкован в маркетинге и рекламе. Первое позволило мне без труда выиграть пару
кружек и фирменных кепочек. А вот второе
навело на довольно неприятные мысли, которые мы и обсудили с
коллегами-конкурентами в моем охфисе (я тогда развивал бизнес в одной конторке
при областной налоговой — у них недавно техотдел разогнали во время оранжевой
революции).
И в принципе, под вкусные продукты и напитки мы таки
единодушно пришли к выводу, что потихоньку сети нас оттопчут из сегмента
продаж. То есть оптимисты были, конечно — время было золотое — нетбуки, первый перекос ноутов над
стационарами, АМД даже сдуру в сервера
подался, система «умный дом» и прочие прелести, где можно было адекватно
поработать. Но глядя на общую тенденцию развития подходов мультикорпораций к
своему товару, более трезвые головы все же говорили — трындец продажам под ключ
как классу.
Малый оффтоп под закусочку
Тут существенно понимать, чем отличается небольшие
коллективы компьютерщиков от других форм паразитирования на нуждах трудящихся и
предприятий всех форм собственности (Хорошо сказал — держи пятьдесят грамм под
буженинку! атлична...погнали дальше...).
Эти негодяи, они искренне и немножко за деньги любят своих
клиентов. Как сказала бы Марина Корсакова — эдакий семейный вариант бизнеса. То
есть деньги берут, куды ж без них, но и клиентов любят неформально и тщательно.
Обычно жесткой специализации у народа нет — зато всего
понемножку тут люди знают. И мостик на материнке могут поменять и картридж
заправить и просто систему переставить и компик апгрейдить. Так с миру по нитке
и набегает на кусочек хлеба. Более подробно может быть напишу (если интерес
будет). Но в принципе дело-то нехитрое — все сталкивались…
Продолжим плач царевны…
Отвал торговли реально бьет по карману — это азы. Но самое
веселое происходит потом. Казалось бы, ну свалил клиент в супермаркет к добрым профи от маркетинга и продаж, ничего
страшного — вытягивай на услугах. Но тут
и лежали замечательные грабли, которые мы сами себе заботливо положили задолго
до этих событий. А именно:
1.
Не разделяли тарификацию товар-работа
2.
Многие вещи стали бесплатными по умолчанию
3.
Люди привыкли (это самое страшное!!!)
Ну и четвертое личное — мне реально нравилось эти железяки
продавать. Есть особый кайф, когда ты вместе с клиентом надергал адекватной комплектухи,
потом все это собрал, настроил, прогнал по тестам и игрушкам….
В общем,
девчонки могут сравнить с покупкой классных фирменных сапожек идеально
подошедших к красивой ножке (помним-помним, кому посвящена статья, и поэтому по-гусарски — «За прекрасных дам!»). Но тут
еще дополнительный эмоциональный профит, когда отдаешь жалезяку в хорошие руки.
Алгоритмы агонии или пациент сопротивляется
А теперь об обещанном тренде развития малого компьютерного
бизнеса в Украине. Буду краток как Путин — ПОЛНАЯ ЖОПА!!! (Ну «За краткость!», как говорил Михалыч, и я
его, как тезка по отчеству, поддерживаю).
Основная задача — выжить и сохранить клиентов. Как этого
достигают мои коллеги — песня особая,
голь на выдумку хитра. Но на ближайшие годы, видимо, это станет их основной
головной болью. Хотя есть и оптимистические нотки — наконец-то они начнут учить
нежно любимые маркетологами методы и средства. А ученье — свет!
Большое видится на расстоянии или «Я — оптимист»
С уходом меня из малого компьютерного бизнеса (последнюю нашу
контору мы перевозили и расформировывали в октябре) можно посмотреть по
сторонам трезвым взглядом (ну, относительно, конечно — «Немировка», все-дела…).
Выводы не столь печальны, как казалось бы на первый взгляд.
Да, где-то половина народа (я тоже, хоть и с опозданием), как говорит Остап
Ибрагимович — «переквалифицировались в управдомы».
Но остальные выработали новые правила игры и вполне достойно
трудятся. Понятно, что ниши стали уже, отношение к клиентам жестче и все больше
напоминает корпоратив-стайл — «гони бабло, мы улыбаемся».
В целом, то, что
сегмент малых контор еще дышит, меня радует — этих людей я знаю долгие годы, и
ничего кроме хороших слов об этой прослойке компьютерного мира у меня нет. Я не
беру в расчет конкретные случаи — всякое было, а рассматриваю коллективы в
целом, в развитии.
Так что последние на сегодня пятьдесят грамм я хочу тяпнуть
за железячников и эникейщиков, продажников и паяльщиков. Чтоб у вас все было
хорошо по жизни и на работе, хороших и душевных клиентов
.Алаверды, коллеги!!!
.Алаверды, коллеги!!!
Искренне Ваш, Вавилов Олег (подлый перебежчик)
Комментариев нет:
Отправить комментарий