пятница, 10 января 2014 г.

Немного о трендах малого компьютерного бизнеса в Украине (импортное слово в названии придает статье нужный вес)


Нежно любимой Марине Корсаковой посвящается.
(За ум и ноги…и идею статьи, само собой)


          Итак, что мы имеем в наших провинциях сказать относительно развития и перспектив малого компьютерного бизнеса («Хрусть» — сказала винтовая крышка на бутылочке «Немировской с перцем»). 

         Таки сказать мы можем многое, но явно малокультурное и слабоцензурное (а тут же могут быть дети, которые верят в развитие и перспективы, а также временами в какую-то счастливую частную инициативу). Поэтому выдохнем и накатим («фууух, хорошо пошла… теперь огурчик»).


Исторические корни 



          Первый звоночек, что лафа спокойной работы на благо клиентов нашего небольшого предприятия заканчивается, прозвенел, эдак в годах 2005-2006. Очередной киевский мальчик из «Интела» привез презентацию новых процессоров. Настроившись на душевное общение и знакомые морды, я прибыл к точке сбора и с удивлением обнаружил, что половина народа — представительницы прекрасного пола. Задав сакраментальный вопрос  — «Чьих вы, девки, будете, кто вас в бой ведет?» получит полный список гипермаркетов электроники всех сетей Украины в своем городе.

         Интеловский паренек был слабоват в техническом плане, зато прекрасно подкован в маркетинге и рекламе. Первое позволило мне без труда выиграть пару кружек и фирменных кепочек.  А вот второе навело на довольно неприятные мысли, которые мы и обсудили с коллегами-конкурентами в моем охфисе (я тогда развивал бизнес в одной конторке при областной налоговой — у них недавно техотдел разогнали во время оранжевой революции).

         И в принципе, под вкусные продукты и напитки мы таки единодушно пришли к выводу, что потихоньку сети нас оттопчут из сегмента продаж. То есть оптимисты были, конечно — время было золотое —  нетбуки, первый перекос ноутов над стационарами, АМД  даже сдуру в сервера подался, система «умный дом» и прочие прелести, где можно было адекватно поработать. Но глядя на общую тенденцию развития подходов мультикорпораций к своему товару, более трезвые головы все же говорили — трындец продажам под ключ как классу.


Малый оффтоп под закусочку





       Тут существенно понимать, чем отличается небольшие коллективы компьютерщиков от других форм паразитирования на нуждах трудящихся и предприятий всех форм собственности (Хорошо сказал — держи пятьдесят грамм под буженинку! атлична...погнали дальше...). 

     Эти негодяи, они искренне и немножко за деньги любят своих клиентов. Как сказала бы Марина Корсакова — эдакий семейный вариант бизнеса. То есть деньги берут, куды ж без них, но и клиентов любят неформально и тщательно. 

     Обычно жесткой специализации у народа нет — зато всего понемножку тут люди знают. И мостик на материнке могут поменять и картридж заправить и просто систему переставить и компик апгрейдить. Так с миру по нитке и набегает на кусочек хлеба. Более подробно может быть напишу (если интерес будет). Но в принципе дело-то нехитрое — все сталкивались…


Продолжим плач царевны…



       Отвал торговли реально бьет по карману — это азы. Но самое веселое происходит потом. Казалось бы, ну свалил клиент в супермаркет  к добрым профи от маркетинга и продаж, ничего страшного — вытягивай на услугах.  Но тут и лежали замечательные грабли, которые мы сами себе заботливо положили задолго до этих событий. А именно:

1.       Не разделяли тарификацию товар-работа
2.       Многие вещи стали бесплатными по умолчанию
3.       Люди привыкли (это самое страшное!!!)

     Ну и четвертое личное — мне реально нравилось эти железяки продавать. Есть особый кайф, когда ты вместе с клиентом надергал адекватной комплектухи, потом все это собрал, настроил, прогнал по тестам и игрушкам….

    В общем, девчонки могут сравнить с покупкой классных фирменных сапожек идеально подошедших к красивой ножке (помним-помним, кому посвящена статья, и поэтому  по-гусарски — «За прекрасных дам!»). Но тут еще дополнительный эмоциональный профит, когда отдаешь жалезяку в хорошие руки.



Алгоритмы агонии или пациент сопротивляется



А теперь об обещанном тренде развития малого компьютерного бизнеса в Украине. Буду краток как Путин — ПОЛНАЯ ЖОПА!!!  (Ну «За краткость!», как говорил Михалыч, и я его, как тезка по отчеству, поддерживаю).

Основная задача — выжить и сохранить клиентов. Как этого достигают мои коллеги  — песня особая, голь на выдумку хитра. Но на ближайшие годы, видимо, это станет их основной головной болью. Хотя есть и оптимистические нотки — наконец-то они начнут учить нежно любимые маркетологами методы и средства. А ученье — свет!


Большое видится на расстоянии или «Я — оптимист»



        С уходом меня из малого компьютерного бизнеса (последнюю нашу контору мы перевозили и расформировывали в октябре) можно посмотреть по сторонам трезвым взглядом (ну, относительно, конечно — «Немировка», все-дела…). 

       Выводы не столь печальны, как казалось бы на первый взгляд. Да, где-то половина народа (я тоже, хоть и с опозданием), как говорит Остап Ибрагимович — «переквалифицировались в управдомы».

      Но остальные выработали новые правила игры и вполне достойно трудятся. Понятно, что ниши стали уже, отношение к клиентам жестче и все больше напоминает корпоратив-стайл — «гони бабло, мы улыбаемся». 

      В целом, то, что сегмент малых контор еще дышит, меня радует — этих людей я знаю долгие годы, и ничего кроме хороших слов об этой прослойке компьютерного мира у меня нет. Я не беру в расчет конкретные случаи — всякое было, а рассматриваю коллективы в целом, в развитии.

     Так что последние на сегодня пятьдесят грамм я хочу тяпнуть за железячников и эникейщиков, продажников и паяльщиков. Чтоб у вас все было хорошо по жизни и на работе, хороших и душевных клиентов

.Алаверды, коллеги!!!

          Искренне Ваш, Вавилов Олег (подлый перебежчик)

Комментариев нет:

Отправить комментарий